Эксперт ФИРО РАНХиГС проанализировал проект «Билет в будущее» в Министерстве просвещения

03 октября 2019

30 сентября в Министерстве просвещения РФ прошло заседание научно-методического совета по реализациипроекта «Билет в будущее»под председательством замминистра просвещения РФ Ирины Потехиной, где представил доклад экспертФедерального института развития образования (ФИРО)РАНХиГСИгорь Сергеев.

В заседании приняли участие директор Научно-исследовательского центра профессионального образования и систем квалификаций ФИРО РАНХиГСВладимир Блинови ведущий научный сотрудник Центра Игорь Сергеев. Участники ознакомились с докладом Игоря Сергеева о методических рекомендациях по реализации проекта «Билет в будущее» по ранней профессиональной ориентации школьников 6-11 классов.

Эксперт ФИРО РАНХиГС отметил, что в целом в методических рекомендациях закреплены основные важные ценностные и смысловые основания проекта: профориентация – это не только экономика, но и ребенок; это не только ребенок, но и экономика; это региональная история; нужны не кабинетные, а практико-ориентированные мероприятия; для обучения самоопределению нужно не столько обучение профессии, сколько пробы; одной профпробы недостаточно – нужен цикл проб, в ходе которого развивается умение сравнивать и делать выбор; нужна индивидуальная педагогическая поддержка самоопределения для каждого школьника; наконец, выделение трех разных уровней готовности к профессиональному самоопределению и разные типы практических активностей для учащихся, обладающих соответствующими уровнями.

Игорь Сергеев отметил и недостатки представленных методических рекомендаций. В частности, в структуре документа прослеживается дефицит рекомендаций по разработке индивидуального плана учащихся по итогам тестирования. Также в докладе отмечены научно-методологические проблемы всей системы мероприятий по профессиональной ориентации. «Проблема в том, что у нас нет ни новой профессиологии, ни новой профориентологии, базис 20-30-летней давности, современное состояние не отрефлексировано, а без научно-методологической платформы любой проект обречен застрять во внутренних противоречиях и неувязках. Например, есть риск, что на разных этапах проекта «Билет в будущее» и даже на разных шагах одного этапа будут использованы совершенно разные типологии профессий, что вызовет дезориентацию детей – по итогам прохождения тестирования они могут получить не тот перечень рекомендуемых профессий», - считает эксперт.

В заключении выступления г-н Сергеев отметил в целом удовлетворительный, но не исчерпывающий характер методических рекомендаций. По его мнению, в документе не нашли отражения следующие важные для проекта направления: деловая программа для педагогов и для родителей в рамках событий «Билета в будущее» и вообще работа с родителями; способы встраивания эффективных региональных форматов в проекты, а если не встраивания, то хотя бы их сочетания; работа педагога-навигатора со школьниками по сопровождению их профессионального самоопределения за пределами мероприятий «Билета в будущее», в повседневной жизни; использование наработок и результатов проекта для повышения профориентационной направленности содержания общего образования; развитие цифровой платформы проекта.

Презентация И. Сергеева



© РАНХиГСhttps://www.ranepa.ru/sobytiya/novosti/ekspert-firo-ranhigs-proanaliziroval-proekt-bilet-v-budushhee-v-ministerstve-prosveshheniya

Архив новостей

Отправить сообщение

Спасибо!

Сообщение успешно отправлено