Во время пандемии россияне беспокоятся за родных в два раза больше, чем за себя

16 мая 2020

Из-за эпидемии СОVID-19 россияне стали гораздо чаще смотреть телевизор, заходить на сайты информационных агентств, осваивать новые кулинарные рецепты, генерировать собственные новости о себе и окружающем мире. Об этом говорится в очередном выпуске«Кросскультурного мониторинга образов инфодемии и пандемии. Антропологические последствия пандемии», подготовленном научной группой во главе с Александром Асмоловым.

Анализируя новую реальность в условиях карантина, исследователи отмечают, что коронакризис меняет социокультурные практики повседневной жизни. Эта динамика, отражая содержание и уровень разного рода беспокойств, тревог и страхов, является, по мнению ученых, важным знанием для коррекции мер, связанных с карантином и пандемией в целом.

 

Зрители включают новости

«Ренессанс телевизора» переживают современники эпохи пандемии во многих странах мира. Так, опрос сервиса Statista на 15 апреля 2020 года показал, что большинство жителей США (77% респондентов), Китая (71%), Великобритании (69%) и Германии (59%) в условиях изоляции стали чаще смотреть телевизор (Опрос сервисаStatista).

Авторы выпуска пишут о резком всплеске популярности телевидения в России. На фоне пандемии оно значительно омолодило свою аудиторию. Количество телезрителей увеличилось на треть, прежде всего за счет подростков, молодых людей и лиц среднего возраста.

Только за первую неделю самоизоляции в Москве аудитория ТВ выросла на 23%, в крупных городах – на 24% (данныеMediascope).

Самым востребованным информационным продуктом в условиях глобальной самоизоляции становятся новости. Причем это касается и молодежи, за счет которой в основном увеличивается группа потребителей новостных ресурсов СМИ.

Рост аудитории новостей начался еще во второй половине марта 2020 года. Но максимальных значений время просмотра новостных передач достигло в конце месяца. Повышенный интерес к ним проявили телезрители всех возрастов, но сильнее всего аудитория выросла среди россиян младше 44 лет – более, чем в два раза.

Чаще и дольше всего россияне смотрели новости 29 и 30 марта (27 минут в день). А пиковое значение было зафиксировано 2 апреля (34 минуты), когда в прямом эфире транслировалось второе обращение президента России Владимира Путина о противоэпидемических мерах в стране.

 

В тренде – авторитетная аналитика

Рост аудиторных показателей как у крупнейших федеральных, так и у тематических новостных каналов вызван желанием граждан получать самую актуальную информацию из всех доступных источников.

Но эпидемия коронавируса изменила также и практику отслеживания новостей. В частности, из-за нее россияне стали гораздо чаще заходить на сайты информационных агентств. Для сравнения: в 2019 году общая аудитория электронных СМИ за весь год выросла на 50 млн. А по итогам марта 2020 года – на 65 млн и достигла 400 млн.

Лидером (данные Mediascope) по числу новых пользователей в марте 2020 года стал РБК (+11,5 млн). Затем по мере убывания прироста следуют МИА «Россия сегодня» (+10 млн) и ТАСС (+7 млн).

Таким образом, главный тренд глобального медиарынка – переход читателей от самостоятельного поиска важных сведений по так называемой «повестке дня» к проверенным новостям от надежного производителя и к авторитетной аналитике.

 

Сам себе режиссер: потребители новостей переходят к их изготовлению

Социальные сети – основное окно в мир для пребывающих на карантине, отмечают авторы выпуска. При этом граждане разных стран сами становятся более активными генераторами новостей о себе и окружающем мире. Статистика сервиса«Амплифер»показала рост публикаций россиян в таких социальных сетях, как «ВКонтакте», Facebook, «Одноклассники» и Instagram.

В частности, в Instagram россияне стали публиковать фотографии на 57,3% чаще, в Facebook – на 25,2%. Количество подписок увеличилось в 2,6 раза. Прибавилось и число просмотров. В «ВКонтакте» оно в среднем выросло на 75,6%, в «Одноклассниках» – на 53,7%, в Facebook – на 45,2%.

Одним из негативных последствий режима самоизоляции стал рост агрессивного взаимодействия в семье. В США и Великобритании, по данным Statista, 12% сообщили, что стали чаще ссориться с семьей и домашними.

Несмотря на рост агрессивного взаимодействия в семьях, все же основной тенденцией можно считать сближение с родными и близкими. Cогласно исследованию компании Ipsos, 53% опрошенных из разных стран сообщили, что пандемия, скорее всего, сблизит их с семьей и друзьями.


Динамика страхов и тревог: стагнация экономики волнует больше, чем сама болезнь

По данным исследования Statista, к универсальным страхам независимо от страны можно отнести переживание за здоровье семьи (Великобритания – 73% опрошенных, Китай и США – 70%, Германия – 67%).

Исследования Online Market Intelligence (OMI) и центра «Платформа» показывают, что экономические последствия распространения коронавируса нового типа беспокоят россиян больше, чем сама болезнь. О страхе по поводу серьезного спада в экономике сообщили 59% опрошенных. При этом практически каждый второй очень переживает, что заболеют родные, и только у 25% отмечен страх заболеть самому.

В 13 из 15 стран большинство опрошенных обнаружили озабоченность проблемами уязвимых людей, выбрав именно это утверждение из 10 предложенных вариантов. «В оппозиции альтруизма и эгоизма переживание за более уязвимые группы во многих странах начинает превосходить тревогу о собственном здоровье. В России беспокойство за других в 2 раза выше, чем за себя», – резюмируют авторы выпуска со ссылкой на данные исследованияStatista.



© РАНХиГСhttps://www.ranepa.ru/sobytiya/novosti/vo-vremya-pandemii-rossiyane-bespokoyatsya-za-rodnykh-v-dva-raza-bolshe-chem-za-sebya/

Архив новостей

Отправить сообщение

Спасибо!

Сообщение успешно отправлено