Эксперты проанализировали влияние последствий пандемии коронавируса на рынок труда

21 мая 2020

Рост безработицы, конкуренция за рабочие места и несоответствие на практике норм трудового законодательства текущим условиям. Что ждет рынок труда после пандемии коронавируса и как обстоят дела сегодня? Создавшуюся ситуацию предметно разобрали участники вебинара «Влияние последствий пандемии коронавируса на рынок труда в России: анализ и перспективы». Организатором онлайн-встречи выступил Центр программ МРА Института государственной службы и управления (ИГСУ) РАНХиГС.

К участию в дискуссии пригласили специалистов сферы: главу представительства Coleman Services UK Ltd Ольгу Банцекину, заместителя директора Центра подготовки руководителей цифровой трансформации ВШГУ РАНХиГС Наталью Гаркушу, декана факультета оценки и развития управленческих кадров ВШГУ РАНХиГС Илью Шебуракова, эксперта Института организационного развития и стратегических инициатив РАНХиГС Алену Гейдт, а также заместителя директора ИГСУ РАНХиГС Руслана Корчагина. Модератором встречи стал заместитель руководителя Аппарата Общественной палаты Российской Федерации Александр Юхно.

Ольга Банцекина представила результаты комплексного анализа рынка труда в России. По данным эксперта, к переходу в кризисной ситуации на удаленную работу были готовы не все, но почти все быстро сориентировались. Данные опроса показали, что треть респондентов перевела на удаленку около 75% работников. 96% работодателей, которые справились с введением дистанционных форм организации труда, заявили, что у них достаточно ресурсов для поддержания процессов в удаленке.

Ольга Юанцекина представила и такие данные: 17% сотрудников компаний, которые участвовали в исследовании, отмечают, что стали работать лучше. Около половины опрошенных считают, что эффективность осталась на докризисном уровне.

«Интересно, что 57% опрошенных хотели бы продолжать работать удаленно и после окончания пандемии. Поклонники удаленного формата отмечают, что не надо тратить время на дорогу до офиса и обратно, дома меньше отвлекающих факторов, они могут быстрее и глубже погрузиться в работу. А вот противники пожаловались на родственников, которые мешают сосредоточиться на работе, на отвлекающие факторы в виде домашних дел и даже отметили, что дома работать попросту лень», – рассказала эксперт.

Также она подчеркнула, что в экстренном переходе на удаленку возникли сложности с пониманием, что такое нерабочие оплачиваемые дни: разъяснения Минтруда, Роструда и Роскомнадзора по мнению эксперта были несвоевременными и недостаточными. Также для многих компаний стало помехой в удаленной работе отсутствие цифровых подписей.

Илья Шебураков представил результаты исследования факультета оценки и развития управленческих кадров ВШГУ РАНХиГС. Рассказал, что как подготовиться к следующей ступени в карьерной лестницы, ориентируясь на модель управленческих метакомпетенций, которая состоит из трех составляющих управленческой готовности: лидерской, менеджерской и экспертной. В первом случае это умение мотивировать, заряжать и стратегически мыслить. Во втором - умение работать в команде. В третьем – способность мыслить масштабно, развиваться и анализировать происходящее

«Руководитель на разных уровнях должен обладать всеми этими тремя качествами. Интересно, что чем выше управленческий уровень, тем выше уровень именно экспертной готовности. И примерно на одинаковых уровнях лидерская и менеджерская готовность», – рассказал эксперт.

По его мнению, в условиях удаленной работы и кризиса сложнее всего сохранять и развивать лидерскую составляющую, поскольку отсутствует прямой контакт с командой, с живой аудиторией проще. Именно поэтому руководителям предстоит прорабатывать именно эту готовность.

Об опыте и сложностях при формировании цифровых команд и распределении ролей в условиях цифровой трансформации рассказала Наталья Гаркуша. По ее словам, на этом пути важны организационные изменения.

«Прежняя оргструктура в системе госуправления невозможна, потому что изменились тренды в оказании госуслуг: запросов становится больше и они переводятся в электронный вид. Кроме того, услуги должны быть межведомственными и автоматизированными, у гражданина не должна болеть голова о том, где и как получить услугу. Так вот цифровизацией, автоматизацией этих процессов должны заниматься специалисты – именно для этого формируются цифровые команды. При этом цифровыми компетенциями сегодня должны обладать абсолютно все госслужащие. Тут становится очевидным, что зашоренность и представление о процессах, как о неизменных канонах, мешает смотреть на цифровизацию нестандартно. Чиновники пытаются оцифровать имеющиеся структуры тогда, как эти структуры необходимо менять», – уверена эксперт.

О профессиях и компетенциях будущего участникам вебинара рассказала HR-директор АНО «Платформа Национальная технологическая инициатива» и АНО «Университет 20.35», эксперт Института организационного развития и стратегических инициатив РАНХиГС Алена Гейдт.

«Будущее наступает быстрее, чем мы предполагали. Я давно уже стала фанатом такого проекта, как «Атлас будущих профессий» – там в очень понятной форме указаны компетенции будущего и профессии, которые будут востребованы лет через 10-15. В первом издании мы читали о таких профессиях, как, например, комьюнити-менеджер, менеджер по работе с сообществами. Что это такое, никто не понимал. А сегодня они востребованы – их ищут работодатели!» – рассказала эксперт.

Также Алена Гейдт рассказала о надпрофессиональных навыках:

«Это те компетенции, которые точно следует изучить и развивать. Например, мультиязычность, мультикультурность, навыки межотраслевой коммуникации, клиентоориентированность, работа в режиме высокой неопределенности и быстрой сменяемости целей и задач. Есть и совсем неожиданные, но крайне важные навыки. Например, способность к художественному творчеству. На эту компетенцию уже обращают внимание во многих западных компаниях: важно, чтобы сотрудник развивали себя с точки зрения эмоционального интеллекта, развивали другой взгляд на вещи и за счет этого становился продуктивным».

В завершение дискуссии своим взглядом на ситуацию поделился заместитель директора ИГСУ Руслан Корчагин. Он озвучил данные опроса, который проходил в чате течение всего вебинара.

«Участники встречи охарактеризовали нынешнюю ситуацию на рынке труда такими словами, как неопределенность, кризис и ожидание. Как с этим справляться? Самоопределение, самоорганизация и синхронизация», – уверен эксперт.

По его мнению, одна из стратегий борьбы с неопределенностью – коммуникация.

«Коммуницируем и снижаем неопределенность. Также необходимо продолжить обсуждать эмоциональную составляющую человека. Эти моменты могут лечь в основу технологий иного уровня», – подчеркнул Руслан Корчагин.

Итоги вебинара подвел его модератор Александр Юхно. Он структурировал выводы, отметив, что последствием пандемии стало изменение рынка труда и подходов к управлению персоналом. Также кризис ускорил осознание формирующихся трендов.

«Рынок труда становится все более сложным и обсуславливает гибкость и готовность к переменам. А от работников требуется постоянное обучение и развитие, в том числе и междисциплинарное», – резюмировал Юхно.


Архив новостей

Отправить сообщение

Спасибо!

Сообщение успешно отправлено