Эксперт РАНХиГС Денис Греков: «Работающие студенты более ответственны и дисциплинированы»

12 ноября 2020

В последнее время некоторые организации – лидеры высшей школы стали обращать более пристальное внимание на проблему подработки студентов, принимающей в новых условиях жизни все более массовый характер. Этому в немалой степени посодействовала пандемия, резко увеличившая спрос на услуги курьеров, онлайн репетиторов, таксистов, нянечек, программистов и пр. Впрочем, как показывают опросы, отнюдь не только материальный интерес и даже стремление соответствовать «новым стандартам поведения» движет студентом, скажем, из состоятельной семьи, совмещающим занятия в университете с преподаванием по скайпу.



Многие исследователи «вторичной занятости» молодежи отмечают, что самостоятельный заработок становится для студента символом социального благополучия, позволяет повысить статус в глазах сверстников.



Есть и другие объяснения, приписывающие феномену «работающего бакалавра» масштабы и титул чуть ли не экономического тренда. «Студентам приходится работать, – уверяет один из экспертов, – потому что сигнала от диплома на рынке труда становится недостаточно. При этом совмещение работы и учебы является сигналом, что учиться – легко. А это значит, что обретение учащимся дополнительного заработка автоматически снижает значимость его диплома».



«В России крайне высокий процент отсева из аспирантуры: до 90% не защищают диссертацию в течение года после окончания учебы, – утверждает другой автор (кстати, только что защитивший собственную диссертацию). – Не только из-за занятости на стороне, но и, например, из-за недопонимания с научным руководителем, чрезмерного увлечения преподавательской работой... Что касается занятости, то выяснилось: работа вне своего вуза снижает шанс на защиту в любом случае».



Прокомментировать эти оценки социологов, исследующих сферу высшего образования, корреспондент сайта Академии попросил преподавателя Института общественных наук (ИОН) РАНХиГС Дениса Грекова.



О степени распространенности студенческих подработок остается лишь гадать



«Некоторые студенты действительно могут без титанических напряжений совмещать обучение и работу. Это уже не такая редкая практика, особенно среди старшекурсников», – отметил Денис Анатольевич.



Впрочем, о степени ее распространенности педагогам остается лишь гадать. Поскольку далеко не всегда студенты сообщают им о том, что работают параллельно обучению, резонно полагая, что совсем не каждого преподавателя это касается и далеко не у любого вызовет сочувствие.



«Исходя из личного опыта, я бы осторожно отнесся к интерпретации полученных результатов в том смысле, что любая подработка облегчает вес диплома будущего специалиста», – обозначил свой взгляд на проблему Денис Греков. По его мнению, работающий студент, особенно работающий на старших курсах, прекрасно понимает значимость диплома – иначе не стал бы нести дополнительные издержки, связанные с его получением, и просто ушел бы работать.



«Если же этого не происходит – значит, учащийся рассчитывает изменить свое положение на рынке труда именно с помощью образования, а не только опыта работы. Там же, где речь идет о вынужденной работе – например, чтобы оплачивать обучение или обеспечивать себя, тоже не получается предположить, что студенты не ценят посещаемые ими лекции и семинары. Совсем напротив! Именно такие студенты нередко достаточно хорошо мотивированы, требовательны к преподавателю, готовы брать дополнительную нагрузку, ответственны и дисциплинированы», – отметил он.



При этом, по его словам, «другой стороной медали может предстать невидимая для исследователей группа тех, кто не справился с нагрузками психологически или финансово и прекратил обучение задолго до выпускного срока». Эксперт допустил, что теоретически «таких случаев может быть даже больше, чем успешных, о чем мы не знаем просто из-за отсутствия обратной связи». В этой связи, по его мнению, стоит задуматься, насколько прозрачен для исследователей опыт таких «неуспешных» студентов, так и не дошедших до диплома.



«В вилке между соблазнами». Барьеры и перспективы для аспиранта



Не секрет, что аспирантура сама по себе является очень затратным во всех смыслах проектом для соискателя научной степени. Потенциальные аспиранты это, как правило, уже вполне квалифицированные специалисты. Поэтому, подаваясь в науку, они оказываются в достаточно коварной перманентной вилке между двумя соблазнами: улучшить свое материальное положение и получить искомую степень. «К слову, для преподающих в том же вузе аспирантов этот выбор тоже актуален, но в их случае связан с попытками оставаться как минимум на том же уровне дохода, что и раньше. А это практически невозможно из-за высоких нагрузок на преподавателей, которые в процитированном исследовании деликатно называются «чрезмерным увлечением», – отметил эксперт. В качестве дополнительного штриха к общей картине он привел официальную статистику: в среднем по университетам большинство аспирантов (63%) хотели бы работать в своем вузе после окончания аспирантуры.



Не является секретом и другая цифра: в 2018 году, судя опять же по официальным данным, в РФ защитили диссертации лишь 12% аспирантов. Данная пропорция хорошо иллюстрирует внутреннюю логику решений, которые принимают претенденты на кандидатскую степень и легкость, с которой они покидают академическую сферу при столкновении с первыми серьезными барьерами.



В целом, по его мнению, ресурсоемкость аспирантуры давно не соответствует получаемым преимуществам в глазах научно ориентированного молодого специалиста. Вот почему практически любого рода затруднения (в том числе проблемы в отношениях с научным руководителем, семейные обстоятельства и пр.) становятся для него поводом перенаправить усилия на нечто более перспективное.



«Проще говоря, видимо, аспирантура постепенно перестает быть социальным лифтом в российском обществе: слишком многие видят для себя куда больше перспектив в каких-то иных личностных и профессиональных стратегиях», – заключил Денис Греков, выразив надежду на то, что внесенный в декабре 2019 года правительством в Думу проект закона, возвращающего в аспирантуру обязательную защиту диссертации, позволит изменить в лучшую сторону представление о значимости ученой степени.



© РАНХиГСhttps://www.ranepa.ru/sobytiya/novosti/ekspert-rankhigs-denis-grekov-rabotayushchie-studenty-bolee-otvetstvenny-i-distsiplinirovany/

Архив новостей

Отправить сообщение

Спасибо!

Сообщение успешно отправлено